О нас в прессе

Андреева О.В. Библиофильство и книга в диалогах и монологах //
Библиография. 2013. № 3. С. 116–118.



О.В. Андреева

Библиофильство и книга в диалогах и монологах

Рац М. В. Диалоги книжников вперемежку с монологами составителя /
М. В. Рац ; Нац. союз библиофилов , Моск. клуб библиофилов. — М. : Инскрипт, 2012. — 431 с. — (Диалоги книжников). — 1000 экз.


Ratz

Новой книгой одного из крупнейших отечественных библиофилов Марка Владимировича Раца издательство «Инскрипт», специализирующееся на выпуске работ по истории книгособирательства, проблемам изучения редкой книги, библиофильской периодике и библиографии, открыло серию «Диалоги книжников», в которой, как следует из анонса на переплёте, предполагается «соотносить между собой и сорганизовывать разные взгляды на сферу книги и ее составляющие: от редакционно-издательского дела до графического дизайна, от книжной торговли до проблемы чтения».

Как известно, среди представителей библиофильского сообщества не так много людей, которые, будучи даже выдающимися знатоками книги и графики, имели бы склонность к книговедческой рефлексии, к осмыслению феномена книгособирательства. Сказанное никак не относится к М. В. Рацу. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, первый председатель Московского клуба библиофилов, участник 26 книжно-графических выставок, он, начиная с 1970-х гг., выступает в печати по вопросам библиофильства и книговедения. В последнее десятилетие вышли его работы «О собирательстве: заметки библиофила» (М., 2002), «Книга в системе общения: вокруг “Заметок библиофила”» (2-е изд., испр. М., 2006), статьи в сборнике «Книга. Исследования и материалы», «Альманахе библиофила», в журналах «Вопросы психолингвистики», «Университетская книга», «Библиофильские известия», в «Независимой газете». Некоторые из этих публикаций составили содержание настоящего издания.

Большинство очерков написаны в диалогическом жанре «переписки из двух углов». Этот приём отсылает к эпистолярному общению Вяч. Иванова и М. О. Гершензона летом 1920 г., когда два друга, живя в одной комнате в устроенной советским правительством «здравнице для работников науки и литературы», обменивались письмами по волнующим их вопросам мировой культуры1. В отличие от них М. В. Рац и его корреспонденты гораздо более удалены друг от друга, находясь в разных городах и странах. Однако это обстоятельство не снижает накала мысли и остроты интеллектуальной полемики.

Собеседниками и соавторами М. В. Раца выступают библиофилы В. А. Кислюк, Л. И. Юниверг, искусствовед и дизайнер В. Г. Кричевский, философ Ю. Б. Грязнова. Нельзя не упомянуть вдохновителя и редактора издания М. М. Богданович.

В последние годы интерес М. В. Раца, по его собственному признанию, сместился от книги-вещи, т. е. конкретного издания как объекта библиофильского вожделения и изучения, к теоретико-философскому осмыслению книжного дела. Оставляя в стороне вопрос о содержании термина «книжное дело» (оно широко понимается автором как область деятельности, включающая чтение, письмо, книговедение, библиофильство), стоит отметить актуальность поднятых проблем. Действительно, требуют пристального внимания процессы и механизмы, работающие «в сфере книги при ее создании и использовании» (С. 7).

Структура рецензируемого издания логически вытекает из заявленного автором круга тем. Сборник открывается разделом «Актуальность библиофильства». Его материалы затрагивают вопросы истории библиофильства в России, библиофильской литературы, психологии и «экономики» собирательской деятельности. В контексте темы значима статья «Деньги и библиофильство», которая выросла из диалога с В. Г. Кричевским. Собеседники подходят к осмыслению проблемы соотношения художественной ценности и рыночной цены книги, размышляют об особенностях библиофильского отношения к книге, о так называемых библиофильских изданиях, о современной графической культуре книги, значении заведомо низкобюджетных книжных проектов в книжной истории и т. п.

Второй раздел «Памяти прошлого» посвящён историческим сюжетам отечественного библиофильского движения. Историографический и мемуарный интерес представляют заметки «Библиофилы и библиофильские собрания в Москве последней трети ХХ века». Воспоминания о московских книжно-графических выставках ценны тем, что это рассказ из первых уст о том, какой непростой была подчас их организация. Нашему молодому современнику — а это один из адресатов книги М. В. Раца, — вероятно, трудно сейчас представить все сложности цензурного «прохождения» книжной выставки позднего советского времени. Читатель знакомится с историей выставок, посвящённых деятельности И. Н. Кнебеля (1974, 1980), М. и С. Сабашниковых (1975), издательств «Academia» (1981), Общины св. Евгении (1990) и др. Отдельная публикация в этом разделе посвящена «первой любви» автора — издательству «Academia».

В разделах «О чтении» и «Книговедение» поднимаются вопросы теоретического характера. В частности, автор рассматривает чтение как школу самоопределения читателя, как рефлектируемую и управляемую им самим интеллектуальную деятельность. Можно согласиться с его утверждением, что чтение — это не (вынужденный) труд или отдых (от него), а важная и целесообразная практика. Исключительная сложность современного осмысления проблем чтения позволяет лишь наметить методологию его изучения, но пути дальнейшего осмысления можно считать обозначенными.

Не менее интересен раздел «Книговедение». Напрасно М. В. Рац скромно аттестует себя «библиофилом, а не книговедом». Смеем утверждать, что принадлежность к книговедческой науке определяется не просто ВАКовской специальностью, областью профессиональной деятельности или темой исследования. Книговедом можно быть по направлению мысли. Именно таким учёным и является автор настоящей книги. Основное содержание раздела составляет работа «К вопросу о составе и структуре науки о книге», ранее опубликованная в сборнике «Книга. Исследования и материалы» (2009. Сб. 91/I — II. С. 32–42). Статья уже вошла в научный обиход книговедения. Автор обосновывает представление о сфере книги, которой определяется объектное поле книговедения, останавливается на двойственной природе науки о книге, обусловленной тем, что она изучает разнокатегориальные объекты — центральный артефакт, т. е. книгу как таковую, и деятельность, связанную с ней.

Раздел «Библиофильская галерея» имеет несомненную иконографическую ценность, которая будет понята, возможно, только будущими исследователями. Здесь собраны фотографии современников, в разные годы составлявших круг книжного общения М. В. Раца. Портреты сопровождаются краткой характеристикой, подчас неожиданной (например, строки о Марии Осиповне Кнебель — «тёте Мане», которую более 100 лет назад выгуливали бонны вместе с мамой автора). Глубокого уважения и любви полны слова о собирателях книг и графики.

М. В. Рац не раз обращал внимание на то, что «культура библиофильских изданий утеряна» (С. 60). Приятно поэтому отметить, что здесь не тот случай. Материальное воплощение настоящей книги достойно отдельного упоминания. Художник-дизайнер Ш. Р. Садекова оформила её со вкусом, по-библиофильски. Это изящный томик небольшого формата, с иллюстрацией С  В. Чехонина к роману А. Франса «Восстание ангелов» на переплёте, с форзацем Н. Ф. Лапшина «Осень в Ленинграде» и нахзацем Н. И. Альтмана «Решетка Летнего сада» (здесь же — очаровательный и трогательный экслибрис М. В. Раца работы И. Затуловской).

Сборник работ М. В. Раца не расставляет всех точек над «i» — он служит ещё одним этапом в познании феномена книги, чтения, библиофильства. Разноплановость представленных точек зрения является залогом новых смелых мыслей и плодотворных дискуссий.



1    Иванов Вяч., Гершензон М . Переписка из двух углов / подгот. текста, примеч., коммент. Р. Берда. М. : Водолей Publishers; Прогресс-Плеяда, 2006. 208 с.